Сундучных дел мастер

Лазурный Берег, трансатлантический лайнер, круиз по Нилу… чемодан Louis Vuitton. За 150 лет своего существования это имя стало легендой, легендой неразрывно связанной с миром путешествий и роскоши.

В XIX веке железная дорога и пароходы изменили мир. Перемещаться по воде и по суше стало гораздо быстрее и комфортабельнее. Путешествия тут же вошли в моду и превратились в неотъемлемую часть жизни высшего общества. Появившийся вскоре новый класс — путешественников — поначалу был классом избранных счастливцев, кому по средствам было позволить себе это весьма дорогое модное увлечение.

А если есть мода, то есть люди которые ей следуют, и есть люди, которые создают моду, делая на этом имя и состояние. Известно, чтобы преуспеть, нужно всегда быть на шаг впереди, предугадывать витающие в воздухе желания, обладать обостренным чувством времени и настроений и, конечно, дружить с Фортуной. Луи Вюиттону она явно благоволила. Иначе как бы стал сын скромного деревенского столяра одним из законодателей моды в мире роскоши.

Пешком в Париж

Будущий создатель чемоданной империи Луи Вюиттон родился в 1821 году в маленькой деревушке Лонс-ле-Сонье в горах Юра в семье столяра. Семейное ремесло резчиков по дереву и столяров передавалось из поколения в поколение, от отца к сыну — в таких семьях дети практически от рождения владели столярным инструментом. Усвоив уроки отца и овладев азами столярного дела, четырнадцатилетний Луи отправился пешком через пол-Франции в Париж.

В Париже юному бродяге улыбнулась удача: он устроился подмастерьем к столяру-тарщику. Так называли изготовителей сундуков и тары для транспортировки багажа. В то время было не принято путешествовать налегке: по количеству багажа поездки скорее напоминали переезд. И все это надо было изящно и надежно упаковать.

Луи не боялся тяжелой работы, а провинциальные трудолюбие и сноровка позволили ему завоевать доверие своего хозяина. К тридцати годам Вюиттон преуспел настолько, что стал уже старшим приказчиком, и у него появилась собственная клиентура, его стали приглашать в богатые дома для упаковки багажа.

Багаж Евгении

В 1853 году Луи снова крупно повезло. Его клиенткой стала жена Наполеона III, императрица Евгения. Ее считали эталоном вкуса и примером подражания для всех европейских модниц эпохи Второй Империи. Вюиттону поручили изготовить дорожные сундуки для нарядов императрицы. С этого момента у Луи не было отбоя от заказчиков. Став поставщиком императорского двора, он перешел на качественно иной уровень. Теперь многие придворные дамы желали иметь дорожные сундуки «как у императрицы».

Чтобы оценить масштабы работ, которые приходилось выполнять мастерам «дорожной тары», можно привести пример одной только легендарной княгини Меттерних. Для перевозки ее багажа требовался целый железнодорожный вагон.

Сундучная революция

Императорские заказы сделали Луи Вюиттона знаменитым и богатым, и предприимчивый сундучник решил уйти в самостоятельное плавание. Многочисленные именитые и состоятельные заказчики были залогом успеха и процветания. Благодаря протекции императрицы, Луи Вюиттон

открыл собственный магазин на улице rue Neuve-des-Capucines, неподалеку от Вандомской площади, рядом с роскошными отелями и модными магазинами. Теперь благосостояние самого Луи и его молодой супруги зависело только от него самого, и Вюиттон всецело посвятил себя работе.

Став модным мастером, он был вынужден постоянно совершенствовать свою продукцию. Ставка была сделана на новые технологические решения. Впервые для обивки сундуков Луи Вюиттон применил не кожу, а тканый материал с пропиткой, названный «Трианон». Он был легче, прочнее кожи и не промокал. Следующей новинкой стала плоская крышка сундука, которая позволяла складывать их один поверх другого, существенно экономя место, занимаемое багажом. Кроме того, внутри сундука было предусмотрено несколько выдвижных ящичков, чтобы удобнее распределить багаж.

Изобретение так понравилось покупателям, что его тут же приняли на вооружение конкуренты, и с этого момента началась постоянная борьба, которую Луи Вютттон повел с уже тогда появлявшимися подделками. Первым шагом в этой борьбе стало использование двухцветного полосатого обивочного полотна, которое должно было выделить изделия Вюиттона на фоне недобросовестных конкурентов. Однако главными козырями знаменитого «сундучника» были мастерство, изобретательность и качество изготовления. Не зря же в 1867 его сундуки удостоились премии на Всемирной выставке в Париже.

Превратности судьбы

Франко-прусская войны 1870 года и последовавшая за ней Парижская Коммуна поставили фирму Вюиттона на грань краха. К счастью для Франции, последствия войны оказались не слишком тяжелыми, и страна довольно быстро оправилась от позорного поражения. Жизнь вернулась в нормальное русло, а спрос на принадлежности для путешествий только вырос.

Магазин Луи Вюиттона переехал в новое помещение в доме №1 по улице Scribe. Магазин настолько разросся, что для семьи в нем уже не было места, и Вюиттоны перебрались в пригород Парижа, Аньер, где находились мастерские фирмы.

Art de voyage

Во второй половине XIX века Францию и Европу захлестнула волна путешествий. В повседневную лексику прочно вошли такие слова и понятия, как «турист», «дорожная карта», «путешественник». Луи Вюиттон в очередной раз оказался на гребне волны. Его имя стало в один ряд с такими символами роскоши того периода, как Довиль, Лазурный берег, Египет.

Менялись стиль и ритм жизни, менялась мода. На место пышных кринолинов пришли менее объемные платья. Луи Вюиттон, уловив новую тенденцию, тут же предложил своим клиентам новый дорожный сундук — «сундук-гардероб». Это был гибрид дорожного сундука и платяного шкафа. Снабженный выдвижными ящиками, он избавлял от необхо

димости распаковывать весь багаж, чтобы добраться до нужной вещи. Эта модель почти в неизменном виде просуществовала более века. Даже в середине ХХ века состоятельные путешественники предпочитали такую конструкцию уже появившимся в то время традиционным чемоданам.

Другим не менее интересным изобретением фирмы Вюиттона стал «сундук- секретер». Полноценный передвижной секретер, позволявший оборудовать комфортабельное рабочее пространство практически в любом месте.

Фамильное дело

К концу XIX века небольшая семейная мастерская Вюиттонов в Аньере превратилась в настоящую фабрику, где наравне с другими рабочими трудился и сын Луи — Жорж. Луи не забывал, что именно те основы столярного дела, которым обучил его отец, помогли ему выжить и добиться успеха, поэтому хотел, чтобы его сын так же овладел семейным ремеслом. В 1873 году, когда Жоржу исполнилось 16 лет, он стал подмастерьем на отцовской фабрике. В 1892 году после смерти отца возглавил семейный бизнес.

Сделано на заказ

Технический прогресс и эволюция общественных привычек ставили перед сундучниками все новые и новые задачи. В ответ на эти «вызовы» создавались все новые и новые разновидности дорожных принадлежностей: коробки для пикников, дорожные сумки, дамские сумочки, туалетные несессеры и многое другое. Это было время настоящего бума изготовления вещей на заказ. Мастера Louis Vuitton выполняли самые невероятные и экзотические заказы — от ящиков для транспортировки велосипедов и чехлов для удочек до удивительного складного «сундука-кровати», сделанного для знаменитого путешественника и исследователя Пьера Саворняна де Бразза. Клиентами Louis Vuitton были коронованные особы (Альфонс XII Испанский и Николай II), султаны и махараджи, многочисленные промышленники и финансисты и, конечно, звезды шоу-бизнеса. Жорж Вюиттон пристально следил за тщательностью исполнения каждого заказа — все они были на вес золота.

 

Новые технологии

Сын Жоржа, Гастон-Луи, третий в роду Вюиттонов осознавал, что время огромных дорожных сундуков и громоздких чемоданов уходило. На смену им должны были прийти дорожные сумки из мягкой ткани. Однако материал Monogram был слишком жестким и ломким, чтобы из него можно было изготовлять мягкие багажные принадлежности. Наконец в 1959 году сыну Гастона-Луи Клоду-Луи удалось создать материал на льняной или хлопчатобумажной основе, на который можно было нанести фирменный логотип. Новый материал был достаточно мягким, чтобы принимать любую форму и не ломаться, и достаточно прочным, чтобы выдерживать дорожные невзгоды. 

Обновленный Monogram нашел себе самое широкое применение: от традиционных багажные принадлежностей до дамских аксессуаров и модной одежды. Кстати, об одежде: сегодня дом Louis Vuitton является одним из топовых модных домов, чьи показы вызывают неизменный интерес модных критиков и чьи вещи носят все главные модницы мира.

Удачный союз

В 1987 году семьи Вюиттон, Моэт и Хеннесси объединили свои капиталы — так возникла группа LVMH: Louis Vuitton — Moet-Hennessy, один из крупнейших игроков индустрии роскоши. Праправнук Луи Вюиттона Патрик-Луи входит в совет директоров группы и принимает самое деятельное участие в работе Louis Vuitton. Он курирует подразделение, занимающееся выполнением специальных заказов. Как и все представители династии Вюиттонов он владеет ремеслом сундучных дел мастера и, если понадобится, может сделать чемодан своими руками.

С «шашками» на контрафакт

Многочисленные подделки дорожных принадлежностей фирмы Вюиттона наносили серьезный урон престижу и финансам сундучной империи.

В 1888 году Луи Вюиттон решил дать решительный бой производителям «контрафакта» и стал использовать для обивки материал в двухцветную бежево-коричневую клетку и надписью «L. Vuitton Marque déposée». Так появилась знаменитая Damier Canvas – «шашечки» ставшие визитной карточкой продукции Louis Vuitton. Жорж Вюиттон продолжил дело отца и в 1896 году придумал новый обивочный материал со звучным названием Monogram. К знаменитым бежево-коричневых «шашечкам» добавился цветочно-буквенный орнамент из вписанного в овал и ромб цветочного узора и переплетенных между собой инициалов LV. Таким образом, Louis Vuitton стала одной из первых компаний-производителей предметов роскоши, которая не только обзавелась собственным логотипом, но и использовала фирменную символику в качестве элемента защиты от подделок.

 

Текст: Илья Калинов